Буханка хлеба

Продовольственная инфляция – серьёзная проблема нынешней России: любое повышение тарифов, налогов и акцизов, цен на средства производства влечёт постепенное удорожание продуктов. Но основная нагрузка от диспаритета цен в первую очередь падает не на потребителей, а на производителей продовольствия.

Это можно доказать на примере того, как повлиял прошлогодний бешеный скачок цен на ГСМ на конечный продукт на прилавках магазинов. Например, на хлеб.

Итак, обычное КФХ в 100 км от Новосибирска вырастило в прошлом году на своих трёх тысячах гектарах 7 тыс. т зерна. На полный цикл полевых работ (посевная-обработки-уборочная) этот фермер потратил 200 т солярки. Получается, что на производство 1 кг зерна потрачено около 30 г. дизтоплива. При средней цене на солярку в 2018 г. в Новосибирской области в 42 руб./л на производство 1 кг зерна нужно «сжечь» ГСМ на 1,26 руб.

Потом идёт сушка зерна. Чтобы просушить зерно с 17% влажности до товарных 14%, нужно затратить 4000 л. дизтоплива на 1000 т. зерна. Что равняется 0,004 л. на просушку 1 кг - это почти 17 коп.

Дальше - едем со своим зерном до мелькомбината. Доставка зерна на 100 км до крупной мельницы в Новосибирске обычным зерновозом в 20 т затратит 100 л. дизельного топлива, ведь обратно в село зерновоз, скорее всего, поедет порожняком. Так что считать нужно «туда-обратно», что означает маршрут в 200 км. В итоге при цене солярки в 42 руб. за 1 л. на доставку 1 кг. зерна мы потратим топлива на 21 коп.

Мелькомбинат произведёт из привезённой пшеницы муку: 700 г. муки из 1 кг зерна. Это означает, что на производство 1 кг муки уходит 1,43 кг зерна.

Хлебозавод испечёт из этой муки хлеб. Если брать «правильный» ГОСТ, то в стандартной буханке будет 90% муки. Это количество можно уменьшить различными «улучшителями», но незначительно. Следовательно, для выпечки 1 кг хлеба требуется примерно 1,287 кг (округляем до 1,3 кг) зерна пшеницы.

Следующий этап труднее всего поддаётся расчёту: это развозка готового хлеба по городским магазинам. Так что здесь будет больше всего примерных цифр. Итак, допустим, в газель-хлебовозку загрузили 90 лотков по 15 кг – это 1350 кг, и этот хлеб развозится по тридцати торговым точкам. При этом газель «накручивает» по городу 150 км, стоит в пробках, жжёт бензин вхолостую, и за эту ездку сжигает примерно 20 л. бензина на 800 руб. (если 1 л. 92-го бензина стоит 40 руб.). В результате расход топлива на перевозку 1 кг хлеба составляет 60 коп. Но, разумеется, эта цифра может в значительной степени варьироваться.

Цена хлеба на прилавке. Средняя цена хлеба в новосибирской рознице («народные» недорогие супермаркеты, торговые павильоны и ларьки в спальных районах) – около 25 руб. за 500 г. буханку, или 50 рублей за 1 кг. хлеба.

Считаем конечную цифру

Итого получаем: 1,6 + 0,22 + 0,27 + 0,6 = 2,69 руб. затрат на ГСМ для производства 1 кг. хлеба. При цене хлеба в 50 руб./кг доля затрат на ГСМ составляет в нём 5,4%.

На первый взгляд, выходит, что любой резкий скачок цены на средства производства «растворяется» в длинной цепочке от поля до прилавка. И поначалу цены на продукты если и меняются, то не так радикально. Однако рост энерготарифов и ГСМ имеет отложенный эффект, который накапливается и в итоге всё равно приводит к постепенному удорожанию конечной продукции.

Например, в течение всего 2018 г. цены на продовольствие в Новосибирской области выросли по сравнению с 2017 г. в среднем на 2,8%. В том числе сахар подорожал на 21,8%, яйца на 15,3%, куры и окорочка на 14,9%, колбаса на 8,5%. Рекордный уровень роста цен зафиксирован на пшено – 73,2%. Хлеб стал дороже на 11%.

Ну и, конечно, непосредственно для хозяйства доля затрат на ГСМ в производстве пшеницы очень велика – 1,64 руб. на кг зерна. Это при цене на зерно 8 руб./кг целых 20,5%. Потому удорожание ГСМ прежде всего ударяет по сельхозпроизводителям, при падении цен на зерно, ставя бизнес на грань рентабельности. Например, для нашего фермера затраты на ГСМ в прошлом году стали больше на 2,21 млн руб.

 

Павел Березин, журнал "Председатель"