Печать
Категория: Агрономия

Разные сорта риса

Популярный в мире белый рис может сменить красный и черный. Выведенные генетиком-селекционером Юлией Гончаровой сорта снижают вероятность диабета, онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний. Юлия рассказывает о том, как создать российский super food и о борьбе с пищевыми привычками россиян.

Идея

Меня нередко спрашивают: а почему мы решили выращивать не пшеницу, томаты или яблоки, которые хорошо растут в Краснодарском крае и пользуются высоким спросом, а именно рис? Да еще какой-то необычный – красный и черный?

Отвечаю: ничего в этом странного! Рис – очень востребованная в мире культура, в России — в том числе. У нас он популярнее гречки и пшена, но мы не умеем его готовить. В Америке потребление риса — девять килограмм на человека в год, у нас — четыре. Я была на стажировке в Китае и на Филиппинах: у них есть и черный, и красный рис. Черный рис очень полезен для здоровья.

Мало кто знает, что особая разновидность цветного риса содержит в 20 раз больше антиоксидантов и в 5–8 раз больше микроэлементов и витаминов, чем белозерные сорта. Вывести именно такие сорта – стало моей целью.

Запуск

Свою агрофирму мы с коллегами-селекционерами создали только в этом году, до этого долгое время вели разработку технологии создания новых сортов. Сейчас для выращивания многих культур в мире используют гибридные семена, которые на 20–50% повышают урожай. Но у этой технологии есть ряд проблем: семена нужно производить каждый год, они в десять раз дороже. В Китае еще и рассадная технология.

У нас это невозможно, так как не найти людей, которые хотели бы выращивать рассаду риса, техника для этих целей малоэффективна, плюс неустойчивая погода в период цветения риса. То есть технологии выращивания гибридов риса у нас экономически невыгодны.

Поэтому мы пошли своим путем. Использовали свои научные селекционные наработки и запатентовали методику, которая позволяет создавать за 3–4 года сорта с аналогичной урожайностью. В чем особенность нашего метода? В общепринятом понимании селекция — это накопление генов, определяющих нужные человеку свойства. Мы же решили отбирать высокоурожайные гибриды и удалять у них гены (унаследованные от одного из родителей), которые снижают урожай в последующих поколениях. Это проще и быстрее.

Если у вида есть полезный признак — например, высокое содержание антиоксидантов у черного риса, — то его можно перенести в создаваемый сорт при гибридизации белого отечественного риса с донором признака. Мы нашли нужный рис в Китае и Таиланде. В этих странах у черного риса низкая урожайность — его едят только знатные люди. Считается, что рис помогал поддерживать здоровье императору, простолюдинам его есть запрещалось. Я привезла сорта черного риса из Китая, мы подобрали к ним пары для скрещивания-гибридизации среди отечественных высокоурожайных белозерных сортов с коротким периодом вегетации. Китайские сорта у нас не вызревали. При традиционной селекции мы могли бы рассчитывать на вывод нового сорта лишь на седьмой год. Разработанный нами метод позволил добиться сочетания нужных генов уже в первые два года.

Продукт

Первый сорт, «Мавр», мы создали в 2011 году, а на сегодняшний день нами выведено уже 22 уникальных сорта красного и черного риса и получено 18 патентов. Среди созданных сортов крупнозерные (для ризотто), длиннозерные (для плова), среднезерные (для суши). Пять из созданных сортов до сих пор не имеют отечественных аналогов.

Продвижение

Для получения финансирования проекта мы создали фирму, участвуем в разных программах, чтобы найти партнеров по бизнесу и рекламировать продукт.

Когда люди узнают, что у нас есть черный и красный рис, сразу хотят их попробовать. Но у нашей компании пока нет своего производства — только семенной материал. Для рекламы мы получаем крупу за свои деньги.

Мы ведем селекцию новых сортов с высокой питательной ценностью, разрабатываем технологии их выращивания, проводим семеноводческую работу — и идем к тому, чтобы производить новые сорта риса самим. Недавно договорились с одним производством о создании совместной компании, которая будет заниматься выращиванием черного и красного риса. Через два года мы сможем сделать продукт доступным.

Для нас большим подспорьем стало участие в акселераторе GenerationS, который проводит РВК. К нашему счастью, в акселераторе нам помогли выйти на зарубежных партнеров, с помощью финансов которых хотим вывести проект на новый уровень — международные рынки. Сейчас мы уже научились взаимодействовать с партнерами по бизнесу, искать финансы. И можем смело двигаться дальше.

Селекционная работа по своей сути не имеет конца. С каждым годом появляются новые болезни растений, меняется климат, всегда есть возможность увеличить урожайность и качество, повысить содержание антиоксидантов, микроэлементов, витаминов. Проблема в том, что во «ВНИИ риса» можно отдать на испытания только три сорта риса в год. Приоритет отдается белозерным сортам, которые уже известны потребителю. Вот и получается, что из-за квот и сложностей патентования и передачи на испытания все тормозится. Но мы надеемся преодолеть и эти сложности.

Команда

В нашей команде двенадцать человек. Это ученые — генетики, селекционеры, технологи с докторскими и кандидатскими степенями, производственники. Все мы энтузиасты, которые отдают силы науке и любимой работе. Будь по-другому, вряд ли бы у нас что-то получилось.

Сельское хозяйство — неблагодарная вещь: сегодня ты можешь получить большой урожай, а завтра — маленький. Работать без энтузиазма и любви к своему делу, с одним лишь бизнес-расчетом, здесь нельзя. Не получится.

Конкуренция

Конкуренция на рынке сегодня высокая. И, как ни странно, ее составляют производители белого риса. Многие агро-компании боятся выращивать черный рис: идет дезинформация о его неурожайности. Есть опасения, что и со сбытом тоже могут возникнуть проблемы - из-за оригинальности продукта и более высокой цены. Если в крупных городах черный рис еще можно найти в продаже, то в глубинке он в диковинку.

За пределами Москвы и Петербурга, в регионах, очень мало мест, где предлагают органическую еду и функциональные продукты питания или рекламируют их. Да, есть магазины здорового питания, но нигде там я не видела черный рис.

Решить эту проблему можно только одним способом: нужно развивать отечественную селекцию и производство, что позволит снизить цену на продукт в четыре раза. Завышенная цена на органический рис сейчас обусловлена импортом и низким урожаем зарубежных сортов, недостаточной разработкой технологий выращивания, отсутствием масштабного отечественного производства риса и функциональных продуктов питания на его основе.

Сегодняшние поставщики риса не заинтересованы в снижении цены на продукт, так как по обычной цене они продают белый рис, а с части площадей под черным они получают сверхприбыль. Черный рис в ритейле стоит по 200 рублей за килограмм, но серьезной рекламы нет.

Еще увеличить потребление сортов риса с окрашенной оболочкой можно за счет его использования в различных изделиях (йогурты, напитки, биодобавки, кондитерские, хлебобулочные изделия и т.д.).

Мы мечтаем, чтобы черный и красный рис стал таким же популярным, как белый. Тем более что по своим вкусовым характеристикам они почти неразличимы. Но пока бороться с пищевыми привычками россиян сложно. Надеюсь, наш продукт получит большее распространение и станет доступным каждому.

Метрики

Компанию мы создали только в этом году, поэтому пока нам рано говорить о динамике показателей. Но у нашего бизнеса уже есть партнеры, и мы можем смело строить планы на будущее. Если все пойдет по плану, то полученный нами семенной материал позволит уже в конце этого года получить тысячу тонн сырца черного и красного риса. К 2020 году хотим утроить эту цифру и выйти на прибыль в 380 миллионов рублей.

Перспективы

Все ресурсы для производства новых видов риса в России есть: остается только донести до потребителей преимущества таких сортов и найти средства на запуск производства.

Во времена СССР в Краснодарском крае построили 300 тысяч гектаров рисовых систем. Но в перестройку многие хозяйства были разрушены. Большинство систем заброшено и сегодня. Их сложно восстанавливать: требуются большие вложения. Многие поля находятся на засоленных почвах. И если там не выращивать рис, эту землю невозможно будет использовать вообще, так как именно рис при затоплении и последующем сбросе воды позволяет снизить уровень засоления до приемлемого для других культур. Такая же проблема в Астрахани, Ростове-на-Дону, Адыгее, на Дальнем Востоке. Рис не растет, урожай остальных культур падает.

Если мы не займем эти площади, на них придут Иран, Италия, Китай. Они уже выращивают у нас рис. Дело времени: или мы восстанавливаем системы, или нам будут продавать «наш» рис под другой маркой втридорога.

Россия может успешно экспортировать рис, а также технологии создания новых сортов и их выращивания в другие страны — в СНГ, Европу, Азию, Африку. Даже Китай готов закупать рис — у них экологические проблемы и они вынуждены вносить в посевы в 3-4 раза больше удобрений.

Думаю, государство должно способствовать тому, чтобы свободные площади на юге России засевались рисом, новыми перспективными сортами.

В Японии существует государственная программа поддержки здорового питания и создания сортов растений с полезными свойствами. Если бы у нас была такая программа, и в России были бы долгожители. Надеюсь, такая поддержка будет.

#стартапы